Часто владельцы моторных лодок и катеров задаются вопросом сколько брать бензина для рыбалки отдыха или похода. Иногда это очень важно, особенно при длительных переходах и многодневных выездах, когда каждый килограмм на счету, но и без горючки за много километров от дома остаться неохота.
Конечно самый простой способ это залить литр в бак и посмотреть на сколько хватит. Но к сожалению не всегда есть возможность это сделать. Поэтому вот несколько цифр для расчета.
Двухтактный лодочный мотор расходует примерно 340-380 мл. топлива на лошадиную силу в час. То есть мотор мощностью 9,9л.с. будет потреблять 3,4-3,8л. в час.
Четырехтактный подвесной мотор потребляет 240-260 мл. топлива на лошадиную силу в час. Соответственно двигатель мощностью 9,9 л.с. будет расходовать 2,4-2,6л. в час.
Это не касается инжекторных моторов. Они как правило оборудованы электронными блоками управления в которых сохраняется вся информация, в том числе и расход топлива. Он кстати на 15-22% ниже чем у карбюраторных моторов.
Итак, мы имеем цифры максимального потребления топлива, которые на практике можно значительно уменьшить. Что же влияет на расход топлива лодочного мотора?
Во первых нужно правильно подбирать мотор под лодку. Если к примеру производитель лодки рекомендует максимальную мощность мотора 15л.с., а вы ставите мотор 5л.с. то не ждите от него топливной экономичности. Чтобы достичь приемлемой скорости мотор всегда будет работать на пределе мощности, то есть с максимальным расходом топлива.
Во вторых нужно правильно подобрать винт. Грамотный подбор винта позволит мотору работать на оптимальных оборотах и экономить до 8-10% топлива.
В третьих нужно правильно установить мотор на лодку, то есть обеспечить оптимальный зазор между антикавитационной плитой мотора и нижней точкой лодки (как правило 2-3 см.). А так же установить правильный диферент (угол наклона мотора относительно транца). Эти нехитрые действия обеспечат максимально быстрый выход лодки на глиссирование и уменьшат сопротивление движению судна, что в свою очередь позволит сэкономить еще 5-7% топлива. Как правило рекомендации по установке мотора прописаны в инструкции по эксплуатации лодочного мотора.
В четвертых следует использовать качественное топливо и моторные масла. Лучше запастись бензином с проверенной заправки а не полагаться на заправку на трассе или в ближайшем колхозе. Некачественное топливо не позволит мотору развивать максимальную мощность и может привести к серьезной поломке, вплоть до полного выхода лодочного мотора из строя.
Кроме всего перечисленного на расход топлива лодочным мотором влияют и погодные условия: температура окружающего воздуха, ветер, влажность и т.п. Но их изменить очень сложно, поэтому пользуемся предыдущими четырьмя пунктами, благодаря им можно снизить расход топлива до 10-15%